Овеянные историей

18 сентября 2013 / Газета "Стрела"

Король Фридрих Великий поступал с гостями мудро: посылал в подарок веер со своим изображением. А княжеский мужской веер – безумно дорогой, из панциря золотистой черепахи, и в то же время очень простой: обычные пластинки, из украшений – разве что бриллиант. На бразильском веере-опахале прикреплена птичка колибри. Еще один экспонат снабжен лорнетом... Стоит пройтись по залам нового музея, посвященного искусству веера, как узнаешь много нового и неожиданного об этом изящном и предельно функциональном предмете.

«Найти изюминку в простоте»

Коллекционер Евгений Пылаев, как он сам признается, вообще-то не предполагал заниматься ве­ерами – он интересуется русским портретом. Но на стыке между станковым искусством и декоративно-прикладным как раз расположился веер. «Понравился предмет, захотелось его изучить, собрать веера по странам и континентам – мемориальные, религиозные, двойного и тройного назначения, веера-легенды...» – рассказывает он. Жизнь коллекционера не похожа на приключения с погонями, которые нам показывают в кино, здесь азарт, интрига утонченнее: ставишь себе цель заполнить такую-то лакуну, скажем, найти веер такого-
то века, выполненный в определенной технике определенным мастером, – и начинается квест. Однажды редкий кружевной веер шантильи Евгений Пылаев нашел на развале в Ницце, он обошелся недорого и был еще в приличном состоянии. Впрочем, веер может быть недорогим и простым, но очень ценным – нужен взгляд истинного коллекционера, чтобы оценить даже обычный, утилитарный предмет, которым пользовались небогатые люди: прохлады-то хотелось всем. 
– Моя задача – найти изюминку в простоте, в бытовых сценках, изображенных на экране. Вот басни, вот опоэтизированный момент жизни – рождение ребенка... Иногда при помощи веера можно даже сделать научное открытие! Ко мне попал экземпляр памятного веера, который был выпущен в честь первого полета на воздушном шаре Жан-Пьера Франсуа Бланшара. Так вот, на нем стоит дата за несколько дней до той, что имеется во всех учебниках истории! Возможно, был пробный полет? Или же в хроники попала ошибочная дата? Во всяком случае этот веер – исторический документ, нам еще предстоит его исследовать. 

Третий музей вееров в мире
О любимом веере владельца коллекции спрашивают все журналисты, а он лишь удивляется подобным вопросам: приобретаешь ведь только любимые вещи, каждая дорога, индивидуальна, каждой хочется уделить время и внимание... И как приятно, что с момента открытия музея уже звонили люди, предлагали новые экспонаты, а несколько даже подарили!
Музей создан на основе уже второй коллекции Пылаева. Первая – небольшая, но дорогая сердцу своего создателя – разошлась по музейным собраниям. Вторую он составлял целенаправленно в течение 15 лет. Более 250 ее экспонатов разместились в доме 73/75 на Каменноостровском проспекте. Дом этот со своей историей – в нем, построенном в стиле Людовика XVI учениками Лидваля Зазерским и Яковлевым, проживали извест­ные люди, в частности физик Петр Капица, писательница Крандиевская и Михаил Лозинский, знаменитый переводчик «Божественной комедии». Когда заходишь в музей – попадаешь не просто в помещение с унылыми стендами, а в залы императорского Петербурга. Они воссоздавались по оригинальным чертежам, макетам начала 
XIX века и архивным фотографиям, потому что Евгений Анатольевич уверен: именно дворцовые интерьеры – это атмосфера существования веера. Как поясняет исполнительный директор музея Елена Королькова, в двух залах будет представлена постоянная экспозиция, в третьем планируется демонстрировать приглашенные коллекции. 
– Мы – третий музей вееров в мире. Первый – в Лондоне, второй – в Париже. Но, кстати, во французской столице – музей, скорее, производства веера, так что в смысле искусства веера нас можно поставить и на второе место! Все научные изыскания в подготовке экспозиции осуществила замечательный специалист – заслуженный деятель культуры Российской Федерации, кандидат искусствоведения Наталья Михайловна Вершинина, она хранитель костюма в Павловске. Это ведущий знаток веерного искусства в России. В будущем в музее станут проводиться лекции, возможно, и с ее участием. Нам бы хотелось совместными усилиями вернуть вееру место в повседневной жизни. Знаете, даже когда просто пройдешь по экспозиции, чувствуешь сожаление, что эту красоту невозможно применить сейчас. Эти вещицы вызывают абсолютное желание сделать их своим личным аксессуаром, как красивые очки или сумочка. Лично у меня есть несколько сувенирных вееров, приятно, что когда я прихожу в Мариинский театр или филармонию, то вижу, как и женщины, и мужчины обмахиваются веерами даже в наш век кондиционеров и практичных костюмов.

Акцент на Европу 
Отличие музея – акцент на европейские веера, хотя японские и китайские также имеются в коллекции. Какие-то уже не подлежали реставрации и потому хранить их можно только в развернутом виде. Увы, само назначение веера сокращает его жизнь – от частого складывания перетираются хрупкие материалы. Примечательно, что русские веера Евгений Пылаев приобретал преимущественно в России. Их не продавали и не вывозили за границу, а заботливо сохраняли в семь­ях долгие годы. Может быть, женщины не могли с ними расстаться? Если сувенирный веер музея Прадо стоит порядка 10–25 евро, то цена веера фирмы «Дювеллеруа» (аналога «Фаберже» в мире веерного искусства) может доходить и до 100 тысяч евро. Немаловажно и то, чьи руки держали предмет. Например, музей гордится вещью, непосредственно связанной с историей Петербурга и всей России, – опахальцем-рипидой митрополита Новгородского и Велико­лукского Иова, который был значительной фигурой при императоре Петре Великом.
Чтобы наглядно представить, как веер сочетался с женским костюмом, был изготовлен манекен герцогини Манчестерской в полный рост. Ее костюм и сам веер – подлинные, а черты лица выполнены по портретам с небывалой точностью. В аудиогиде, помимо увлекательного рассказа, звучит узнаваемая музыка – да-да, под это танцевали на балах!
Евгений Пылаев уверен, что плоды его трудов окажутся востребованы. 
– У нас уникальная страна, здесь у людей большая тяга к искусству. В веере сочетается и графика, и живопись, и резьба по дереву и кости, и ювелирное искусство. Если вы любите прекрасное, то веер – квинтэссенция этого. А создать красивую подборку и достойно ее оформить – к этому я и стремился, и, думаю, это удалось!
Нина ВАСИЛЕНКО
info@gazetastrela.ru

кстати
Бризе и плие
Веер – зеркало своего времени. 
По нему можно увидеть, как менялись стили в одежде, в искусстве, в том числе 
и большие стили – ренессанс, барокко, классицизм, а также модерн, благодаря которому появились веера из искусственных материалов. После Первой мировой войны, когда изменился женский костюм и сам ритм жизни, веера остались как сувенир и как рекламная поверхность. Например, 
в музее есть экспонат, посвященный фестивалю молодежи в Москве 1957 года. Больше всего посетители удивляются мужским веерам. Они назывались бризе и складывались из отдельных пластин, были сдержанными и дополняли мужской костюм, в отличие от плие – веера из основы и экрана, который использовали женщины.